Парфюмерные жидкости – это приятно пахнущие водно-спиртовые или спиртовые растворы парфюмерных композиций и настоев. Эта часть смеси душистых веществ (парфюмерные композиции) является носителем запаха будущих парфюмерных духов, одеколонов и душистых вод. Все эти компоненты обусловливают ароматное начало будущей продукции. Кроме них, в состав парфюмерных жидкостей входят также этиловый денатурированный спирт и вода и иногда красители. Каждую парфюмерную жидкость приготавливают по строго определенной рецептуре и технологии.
Рецептуры парфюмерных жидкостей (духов, туалетных и парфюмерных вод, одеколонов и т.д.) составляют исходя из назначения этих изделий. Каждому наименованию изделия соответствует строго определенная рецептура. При составлении рецептур духов и одеколонов исходят в основном из эстетических, экономических и технических требований.
Первые обусловлены главным образом условиями спроса потребителей, последние — условиями технологического процесса и экономическими показателями. Технические требования в основном зависят от возможности растворения душистых веществ в спирте.
Кроме парфюмерных композиций, в состав духов и одеколонов входят настои и растворы душистых веществ, которые играют определенную роль в формировании запаха парфюмерных изделий, однако характер и стойкость запаха духов обусловлены главным образом составом парфюмерных композиций. Основными компонентами, входящими в рецептуры парфюмерных жидкостей, являются следующие:
На упаковке парфюмерной продукции в составе вещества указываются в соответствии с Международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI). INCI (International Nomenclature of Cosmetic Ingredients) – это международная система обозначения ингредиентов косметических средств, основной целью которой является дать возможность людям, страдающим аллергией, перед покупкой уточнять наличие в косметике вредных и небезопасных для них компонентов.
Ингредиенты перечисляются в порядке убывания их концентрации в продукте – это правило распространяется на все ингредиенты, концентрация которых превышает 1%. Красители обозначаются в конце списка с помощью специальных номеров, предписанных системой.
Стойкость парфюмерных жидкостей обусловлена различными факторами, однако главным образом она зависит от качественного и количественного состава парфюмерной композиции и концентрации композиции в духах.
Под стойкостью запаха понимают показатель, определяющий продолжительность сохранения запаха парфюмерных жидкостей, выраженный в часах. При этом по мере испарения парфюмерной жидкости запах должен сохранять характерное направление данного наименования.
Кроме процентного содержания композиции в парфюмерных изделиях, стойкость запаха духов в значительной степени обусловлена содержанием в композиции так называемых фиксаторов — веществ, способных увеличивать продолжительность сохранения характерного запаха духов главным образом в результате снижения испарения легко летучих компонентов композиций. Все душистые вещества по степени испарения могут быть разделены на четыре группы:
Стойкость запаха парфюмерной композиции зависит от соотношения компонентов этих групп.
При составлении рецептур одеколонов парфюмеры исходят прежде всего из того, что одеколоны являются главным образом гигиеническими средствами, действуют освежающе на кожу человека, ароматизируя ее на более короткий срок. К одеколонам не предъявляется тех требований по стойкости, как к духам, поэтому содержание композиций в рецептурах одеколонов значительно ниже, чем в духах. Количество вводимых настоев в рецептуры одеколонов незначительно. Для снижения концентрации спирта во все рецептуры одеколонов вводят воду. Спирт в одеколонах играет двоякую роль: служит растворителем, дезинфицирующим и освежающим средством.
В душистых водах и гигиенических средствах аромат играет второстепенную роль, поэтому при составлении рецептур этих средств количество вводимых композиций в них колеблется от 1 до 2%. Настои и растворы в эти рецептуры, как правило, не вводят.
Красители вводят в рецептуры по мере надобности (как правило, подкрашенная жидкость является частью дизайна продукта).